Главная / Ахлюль-бейт / Щедрость Аиши (Часть 22-30)

Щедрость Аиши (Часть 22-30)

Хвала Аллаху, мир и благословение посланнику Аллаха.

Щедрость Аиши – тема сегодняшней передачи. Великодушная Аиша была матерью для сирот, своей щедростью служила беднякам и неимущим, заботилась о них. Она была аскетичной, забывала про себя, когда видела нуждающихся. Когда речь идет о щедрости, то непременно упоминают ее. Аиша, да смилуется над ней Аллах, была символом великодушия, пределом величия и щедрости. Я это говорю без всякого преувеличения: когда человек начинает говорить о ее аскетизме и щедрости, то он не способен подобрать подходящие слова, которые передали бы в полном объеме всю безграничность ее простоты и широты души. И чему тут удивляться? Ведь она росток, выросший и расцветший под присмотром и заботой ее любимого, мир ему и благословение Аллаха, который был воплощением самого великодушия и щедрости в этом мире. И разве ее отец Абу Бакр не опередил всех в щедрости, и на вряд ли кто-то опередит его. Он, да смилуется над ним Аллах, потратил все свое имущество на пути Аллаха. Следовательно, Аиша – это семя, выросшее в почве щедрости, жертвования и дарения. Книги по жизнеописаниям и биографиям полны светлых историй и случаев, передающих ее удивительное великодушие и готовность жертвовать. Все эти рассказы указывают на то, что Аиша, да будет доволен ею Аллах, достигла очень больших высот на этом поприще.

Поразмыслите над следующим случаем. Умма Зарра рассказывает, что Ибн Зубейр или сам Зубейр отправил Аише два мешка денег. И она говорит: «Я думаю, что там было 80 или 100 тысяч дирхемов». Аиша, постившаяся в это день, повелела принести поднос, а затем села и начала раздавать эти деньги людям. И к вечеру у нее не осталось ни одного дирхама». После захода солнца она сказала служанке: «Принеси мне еду, я сегодня постилась» и служанка принесла ей хлеб и масло». И Умму зарра сказала ей: «Разве ты не могла из всего что раздала людям оставить себе один дирхам и купить на него мясо, чтобы разговеться им?». На что Аиша ответила: «Не упрекай меня, если бы ты мне напомнила раньше, я поступила бы так». О, Аллах, если бы ты мне напомнила раньше, я поступила бы так! Разве бывает так, что человек забывает о себе? Как содрогается душа, когда задумываешься над ее поступками. Разве вера и убежденность человека может достичь такой степени, что он забывает о себе? И, кстати, такой случай произошел не один раз, а часто повторялся в жизни Аиши. Передается от Урвы бин Зубейра, что Муавия отправил Аише сто тысяч дирхемов, и не успело солнце зайти, как у Аишы не осталось ни одной монеты. Она пожертвовала все это имущество и раздала его. И когда служанка подошла к ней и сказала, почему бы не купить необходимые продукты и предметы за несколько дирхемов, она сказала: «Почему ты раньше не напомнила мне?» Пресвят Аллах! Этот хадис привел Хаким в «Мустадраке» и другие ученые хадиса в своих сборниках.

Она жертвовала собой, когда скупой дорожил душой

А ведь жертва собой – предел всей щедрости.  Как говорил поэт.

Также от Урвы передается, что Аиша раздала семьдесят тысяч монет, а сама носила залатанную в боку рубаху, да будет Аллах доволен ею.

Можно ли представить, что забота о нуждающихся была настолько важной для Аиши, что она забывала о себе и своих нуждах?

Именно такое особенное отношение Аиши к имуществу заставило ее племянника и воспитанника Абдуллаха бин Зубейра следить за тем, как она расходует и тратит. Когда в тот раз Муавия прислал ей сто тысяч динаров, и она раздала их беднякам, Абдуллах бин Зубейр сильно упрекнул ее в этом и сказал: «Клянусь Аллахом, или мать правоверных прекратит продавать свое жилое имущество, или я наложу запрет на ее действия». Строгие слова! А ведь она воспитала его и любила очень сильно. Услышав эти слова Аиша разозлилась и сказал: «Он так и сказал? Он запретит мне? Я даю обет Аллаху, что не буду разговаривать с ним, пока смерть не разлучит нас». С тех прошло много времени и Абдуллах бин Зубейр не оставлял попыток помириться с ней, обращался к ней через заступников, один раз он даже с ухищрениями смог попасть в ее дом и начал целовать ее, извиняться, просить о прощении. Но Аиша была непреклонна перед своим обетом и знала строгость своего обещания. Абдуллах все равно не выходил и бывшие рядом сподвижники заступились за него и в конце она поговорила с ним и в качестве штрафа за нарушенный обет освободила сорок или сто рабов. После, когда вспоминала этот обет, она плакала так, что ее платок промокал от слез, да будет Аллах доволен ею.

Пресвят Аллах, женщина всегда чересчур эмоциональна, и Аиша в этом похожа на остальных женщин. Однако, благодаря своему ясному уму и сообразительности, и благодаря своему стремлению воплотить в жизнь цели шариата и его предписания, она, сталкиваясь с острой нуждой и беднотой в обществе, смогла как бы представить нам программу или план того как следует распределять имущество и давать милостыню. И даже Абдуллах бин Зубейр, который был не согласен с большими, на его взгляд, пожертвованиями и тратами Аиши на пути Аллаха, рассказывает нам о ее расчетливой и особенной манере распределения имущества. Он говорит: «Я никогда не видел женщин щедрее Аиши и Асмы. Но и их щедрость была разной. Что касается Аиши, то она копила понемногу, а потом раздавала собранное ею неимущим в качестве милостыни. А Асма же отдавала нуждающимся все сразу, не оставляя на следующий день ничего». Как это приводит имама Бухари в книге «Адабуль муфрад».

Великодушие Аиши было основано на познании людей и их положения. Она помогала нуждающимся по мере их нужды и бедности. То есть каждому помогала настолько, насколько он нуждается. И больше внимания уделяла более знатным из них. Как говорится: «Будьте милосердны к влиятельным из людей, которые стали униженными». И, действительно, когда подобные люди испытывали нужду, она оказывала им посыльную помощь. Да будет доволен ею Аллах.

Как мы сказали, щедрость Аиши зависела от степени нужды и бедности людей. Она старалась оказать каждому помощь в том, в чем он нуждался. Если приходил бедный, неприхотливый человек, то Аиша помогала в достаточной ему мере. А если приходил человек, который после величия и богатства стал неимущим и униженным, то такому человеку Аиша уделяла больше заботы. Следуя словам: «Будьте милосердны к влиятельным, которые стали униженными, и к богатым, которые обеднели». Подобное отношение Аиши было не только к беднякам и нуждающимся. И щедрость измеряется не только материальными благами, но и великодушием, богатством души. Поэтому мы видим, как она разрешила Умару, да будет доволен им Аллах, быть похороненным в своей комнате рядом со своими товарищами. Она отдала это место Умару, учитывая его статус и воздавая ему должное уважение, хотя вначале берегла его для себя и желала быть похороненной рядом с мужем и отцом. Она предпочла отдать место Умару… посмотрите, какое великодушие с ее стороны.

Передается, что, когда Рабиа Аслями, да будет доволен им Аллах, нуждался в еде, пророк, мир ему и благословение, отправлял его к Аише, и она отдавала ему все, что есть дома. И у нее самой дома не оставалось ничего из пищи. Такой должна быть щедрость. Отдала ему все, что есть дома. Действительно, щедрота и великодушие были подлинными качествами Аиши, от которых она не отступала никогда, даже в тяжелые и трудные дни, потому что вера и убежденность в Аллахе были в ней сильнее веры в то, что ей принадлежало.

Имам Малик передает, что как-то раз к ней пришел просить милостыню один бедный человек. В этот день Аиша постилась и у нее на руках была лишь одна лепешка. Аиша повелела служанке отдать ему эту лепешку, но она возмутилась и сказала: «У нас ведь нет еды для разговения, о, мать правоверных». Но Аиша повторно повелела отдать ему лепешку. Служанка говорит: «Когда наступил вечер, нам поднесли в качестве подарка овечку, и мать правоверных подозвала меня и сказала: «Ешь из этого. Это лучше той лепешки». Как же ты прекрасна мать правоверных.

Неописуемая щедрость, убежденность, твердая вера в обещание Господа Миров. Порой дело доходило до того, что она не пренебрегала в добре даже мелочами. Аиша рассказывает, что однажды, какая-то женщина, просившая подаяния, зашла ко мне с двумя своими дочерями, однако у меня не нашлось ничего, кроме одного финика, который я и дала ей. Она разделила этот финик между своими девочками, а сама не отведала ни кусочка, после чего встала и вышла, а потом к нам зашёл пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Я рассказала ему об этом, а он сказал: «Тому, кто будет испытан дочерями, и он по-доброму отнесется к ним, они станут преградой от огня».

Она привыкла все раздавать, привыкла к щедрости, и потому не посчитала презренным отдать единственный финик, который ей принадлежал. Она знала, что это милостыня ради Аллаха, и что Он слышит ее и видит, и воздаст в многократном размере. Она дала эту милостыню, следуя словам посланника Аллаха, мир ему и благословение: «Остерегайтесь Огня, хотя бы кусочком финика».

Аиша, благородная, дочь благородного, щедрая в радости и в горе. Она, как обладательница знаниями, понимает, что условием щедрости не является раздача больших сумм и полных кантаров. Вовсе нет! Как говорится в поговорке «Будь великодушен в том, что у тебя есть». Когда Аиша находит только финик, то она делится им! Если находит только виноградину, то пусть! В соответствии со словами Всевышнего: «Ни мясо, ни кровь их не доходят до Аллаха. До Него доходит лишь ваша богобоязненность».

   Самое важное здесь, чтобы у человека не осталось и доли скупости и жадности. Дорогой зритель, поделись даже глотком воды, одной виноградинкой, или просто хорошим словом, светлой улыбкой. И будь уверен, что это оставит более прекрасный след прежде всего в твоей же душе. Кстати, к этому пришли и психологи. Они говорят, что человеку, который находится в поиске счастья, следует чаще жертвовать, давать милостыню. Это и есть, так называемая, аптека сердец. Когда ты отдаешь другим свою еду, деньги, надеясь, что Аллах исцелит тебя, и избавит, например, от беспокойства, тревоги, забот, печали, в этом случае попробуй раздать милостыню. Как сказал пророк, мир ему и благословение: «Лечите ваших больных милостыней»

Посмотрите на еще один урок, который нам преподносит Аиша. Один человек попросил у нее поесть, а у Аиши на руках был только виноград. Она взяла одну виноградинку и попросила кого-то передать ее просящему. Тот стал в удивлении смотреть на нее. И тогда Аиша сказала: «Ты удивляешься? Сколько мельчайших частиц (добра) ты видишь в этой виноградинке?» Пресвят Аллах, она знает, чем Он воздает.

 Во-первых, щедрость было непреложным качеством Аиши, которым была пропитана ее природа и естество. Тренируй в себе это качество с усердием. Не сдавайся скупости и жадности души.

 Во-вторых, она была убеждена в Аллахе больше и сильнее чем в том, чем она обладала. Это позволило ей смотреть на мирскую жизнь как на пашню для конечной жизни. Всегда будь убежден в том, что уготовленное для тебя Аллахом лучше и долговечнее.

  В-третьих, любовь Аиши к человеку и ее милосердие к нему, особенно, если он нуждающийся. Также ее забота о неимущих, сострадание к ним, вытирание их слез. И милосердие – это самое значимое и великое понятие в Исламе.

 В-четвертых, не осложняй себе жизнь долгосрочными поисками и далекими целями, иначе ты устанешь и начнешь откладывать свои дела. Наоборот, начни с родственников и родных, которые тебя окружают, начни с служащих у тебя дома. Ведь родные более достойны доброго отношения.

 

Смотрите также

Измышление чалмоносцев в адрес Ахлю’ль-Бейт

About Burhan.tv Mail | Facebook | Остальные записи (271)