3. Ложное утверждение.
Утверждалось также, что лишение Фатымы наследства и использование в качестве доказательства упомянутого выше хадиса противоречит словам Всевышнего: «Су- лейман наследовал Давуду» (сура 27 «Муравьи», аят 16), а также словам Закарии (мир ему): «Я опасаюсь того, что могут натворить мои родственники после меня, потому что жена моя бесплодна. Даруй же мне от Тебя наследника, который наследует мне и семейству Я’куба [Иакова]. И сделай его, Господи, одним из тех, кем Ты доволен» (сура 19 «Марьям», аяты 5-6).
Они сказали: мол, наследование предполагает имущество, деньги, и никто не имеет права утверждать, что в аяте подразумевается знание, а не имущество.
Ответить на это утверждение можно следующим образом. Наследовать можно что угодно, и этот глагол используется и тогда, когда речь идёт о знании и пророчестве, о власти и так далее. Всевышний Аллах сказал: «Потом Мы дали Писание в наследие тем из Наших рабов, которых Мы избрали» (сура 35 «Создатель», аят 32).
И Всевышний Аллах сказал: «Именно они являются наследниками, которые унаследуют Фирдаус, в котором они пребудут вечно» (сура 23 «Верующие», аят 10-11).
Есть и другие аяты на эту тему. Учитывая это, слова Всевышнего «Сулейман наследовал Давуду» и Его слова «который наследует мне и семейству Я’куба» указывают на сам факт наследования, а не на наследование имущества. Ведь у Давуда были другие дети, помимо Сулеймана, и их было много, и Сулейман не был единственным наследником имущества Давуда. В аяте содержится похвала в адрес Сулеймана и упоминаются особенные милости, которыми одарил его Всевышний Аллах, а наследование материального имущества достоинством не является, поскольку относится к числу обычных вещей, присутствующих в жизни очень многих людей, и ничего особенного в нём нет. То же самое можно сказать и о словах Всевышнего «который наследует мне и семейству Я’куба». Подразумевается не наследование имущества, потому что он не унаследовал от семейства Я’куба никакого имущества. Это имущество должно было достаться их детям и наследникам — в том случае, если бы им вообще можно было наследовать [Ибн Таймийя. Минхадж].
Слова «который наследует мне и семейству Я’куба» не указывают на наследование материального имущества ещё и потому, что Закария (мир ему) не боялся, что кто-то приберёт к рукам его имущество после его кончины. Бояться тут нечего, поскольку известно, что никакого имущества у Закарии не было, ведь он был плотником, который зарабатывал на жизнь своими руками, о чём упоминается в «Сахихе» Муслима. И из своего скромного заработка он не оставлял у себя ничего, кроме ежедневного пропитания. Это свидетельствует о том, что предметом наследования было не имущество, а пророчество.
Аль-Куртуби сказал, комментируя этот аят: «Таким образом, он просил не о наследнике, которому он мог бы передать своё имущество, поскольку пророкам нельзя наследовать, и именно это из двух мнений относительно толкования этого аята — правильное. Он (мир ему) имел в виду наследование знания и пророчества, а не имущество, поскольку Пророк м сказал: “Поистине, мы, пророки, не оставляем наследства. То, что мы оставляем, — милостыня” [Муслим]. Этот хадис служит толкованием и к словам Всевышнего “Сулейман наследовал Давуду”, и к словам “который наследует мне и семейству Я’куба”. Таким образом, имеет место конкретизация постановления общего характера. Сулейман унаследовал от Давуда не имущество, а мудрость и знание, и то же самое унаследовал Яхья от рода Я’куба. Такое толкование дали кораническим аятам учёные, за исключением рафидитов» [Куртуби][36].
Примечательно, что рафи-диты объявили Фатыму единственной наследницей Пророка , исключив из числа наследников и жён Пророка , и остальных членов его семьи, что противоречит общему характеру аята о наследовании, который они сами приводили в качестве доказательства. Ас-Садук приводит сообщение, передаваемое от Абу Джа’фара аль-Бакира: «Нет, клянусь Аллахом, не наследовал Посланнику Аллаха ни аль-Аббас, ни Али, ни другие наследники, а одна только Фатыма…» [Су-хайми. ‘Акида].
Аль-Куляйни, ас-Садук и ат-Туси также приводят от аль-Бакира сообщения со своими иснадами: «Али унаследовал от Посланника Аллаха его знание, а Фатыма (мир ей) унаследовала его имущество.
Аль-Куляйни посвятил этому вопросу отдельную главу, назвав её «Женщины не наследуют земельных наделов и недвижимого имущества»* В этой главе он приводит несколько сообщений на эту тему.
«Абу Джа’фар, четвёртый непогрешимый имам у шиитов, сказал: “Женщины не наследуют земельных наделов и недвижимого имущества”» [Захир].
А ас-Садук ибн Бабавейхи аль-Кумми в своей книге «Ман ля йахдуруху аль-факих» передаёт от Абу Абдаллаха Джа’фара, пятого непогрешимого имама: «Я спросил его (Джа’фара): “Какое наследство получают женщины?” Он ответил: “Что касается земли и недвижимого имущества, то это они не наследуют”» [Захир].
А если женщина не наследует недвижимое имущество и землю, то как могла Фаты-ма просить отдать ей Фадак — ведь он (и это очевидно) относится именно к этой категории имущества, которую женщины не наследуют?
Это явное указание на невежество и противоречие самим себе.
Что же касается утверждений рафидитов о том, что ас-Сыддик якобы потребовал от Фатымы привести свидетелей и она привела Али и Умм Айман, а он не принял их свидетельство, то это очевидная ложь. Хаммад ибн Исхак сказал: «Что же до утверждений этих людей, согласно которым Фатыма потребовала отдать ей Фадак и упомянула о том, что Посланник Аллаха отдал его ей, и с ней засвидетельствовал Али, однако Абу Бакр не принял его свидетельство, потому что он был её мужем, то это утверждение не имеет под собой никакого основания и нет сообщений, подтверждающих, что она действительно утверждала нечто подобное. Это обыкновенная клевета, ничем не подтверждённая» [Ибн Таймийя. Минхадж].
4.Сунна и согласное мнение учёных указывают на то, что Пророку никто не должен был наследовать.
Ибн Таймийя сказал:
«То, что Пророку никто не может наследовать, утверждено достоверной Сунной, а также согласным мнением сподвижников. Каждое из этих доказательств является неопровержимым. Это не противоречит постановлению общего характера, поскольку, даже имея общий характер, оно конкретизировано, потому что если бы даже это было бы доказательством, то оно носило бы характер предположения, а такое доказательство не может быть противопоставлено неопровержимому доказательству. Это сообщение передавалось несколькими сподвижниками в разное время на разных собраниях, и не нашлось никого, кто отверг бы его. Все они приняли его и поверили в него. По этой причине никто из жён Пророка не настаивал на получении наследства, и его дядя не настаивал на получении наследства. Требовавшие наследства, узнав об этих словах Пророка , отказались от своих требований, и это положение сохранялось на протяжении всего периода правления праведных халифов вплоть до эпохи ‘Али, и ‘Али не стал ничего менять и не стал делить оставленное Пророком имущество» [Ибн Таймийя. Минхадж].
Ибн Таймийя также сказал: «’Али пришёл к власти после Обладателя двух светов ‘Усмана, и Фадак и другое имущество оказалось в его распоряжении, однако он не дал ничего из этого ни детям Фатымы, ни жёнам Пророка , ни детям аль-‘Аббаса, а если бы это было несправедливостью, то у него были все возможности устранить её, и это было легче для него, чем сражаться с Му’авией и его войсками. Неужели можно допустить, что он сражался с Му’авией, несмотря на то что это повлекло за собой великое зло, и при этом не отдал немного имущества этим людям? Ведь это было намного более простое дело» [Ибн Таймийя. Минхадж].
Согласное мнение праведных халифов по этому вопросу аб-басидский халиф Абу аль-Аббас использовал в качестве довода против одного из тех, кто решил вести с ними полемику. Ибн аль-Джаузи говорит в своей книге «Талъбис Иблис = Обман шайтана»: «От ас-Саффаха передают, что однажды он произносил проповедь и поднялся один человек из семейства ‘Али и ска зал: “Поистине, мы из числа детей ‘Али … О повелитель верующих! Помоги мне против того, кто притеснил меня!” Он спросил: “Кто же притеснил тебя?” Тот ответил: “Я из числа детей ‘Али , а притеснил меня Абу Бакр, отобравший Фадак у Фатымы”. Он спросил: “И он так и продолжал притеснять вас?” Тот ответил: “Да”. Он спросил: “А кто пришёл к власти после него?” Тот ответил: ‘”Умар”. Он спросил: “И он продолжил притеснять вас?” Тот ответил: “Да”. Он спросил: “А кто пришёл к власти после него?” Тот ответил: ‘”Усман”. Он спросил: “И он продолжил притеснять вас?” Тот ответил: “Да”. Он спросил: “А кто пришёл к власти после него?” И тот стал оглядываться, как будто искал место, чтобы сбежать от него»[37].
Некоторые из потомков Али и Фатымы подтверждали правоту Абу Бакра. Фудайль ибн Марзук передаёт: «Зайд ибн Али ибн аль-Хусейн ибн Али ибн Абу Талиб сказал: “Клянусь Аллахом, если бы я был на месте Абу Бакра, я вынес бы такое же решение, какое вынес он о Фадаке!”» [Байхаки].
Абу аль-‘Аббас аль-Куртуби упоминает о согласном мнении ахль аль-бейт, начиная с самого ‘Али и продолжая его потомками и потомками аль-Аббаса, в чьих руках находилась милостыня Посланника Аллаха . Они не считали её своей собственностью, а расходовали её на пути Аллаха. Он (да помилует его Аллах) сказал: «Придя к власти, ‘Али не изменил положение, которое существовало в годы правления Абу Бакра, ‘Ума-ра и ‘Усмана, но расходовал это имущество так же, как делали это его предшественники. Потом это имущество находилось в распоряжении аль-Хасана ибн ‘Али, затем — в распоряжении аль-Хусейна ибн Али, потом — в распоряжении Али ибн аль-Хусейна, затем — аль-Хусейна ибн аль-Хасана, затем — Зайда ибн аль-Хусейна, затем — Абдаллаха ибн аль-Хусейна, а потом оказалось в распоряжении Аббасидов, о чём упоминает Абу Бакр аль-Баркани в своём “Сахихе”». Это главные представители ахль аль-бейт и признаваемые шиитами авторитеты и имамы. Никто из них не сделал это имущество своей собственностью, никто не унаследовал его и не передал другому в качестве наследства. И если бы утверждения шиитов соответствовали истине, то Али или кто-то из ахль аль-бейт обязательно превратили бы это имущество в свою собственность, как только оно попало к ним в руки»51 [Муфхим].
Ибн Касир сказал: «Рафидиты невежественно высказывались по этому вопросу, говоря то, о чём у них нет никакого знания, и лгали о том, о чём не имели знания и толкование чего было им неизвестно, вмешиваясь при этом в то, что их не касалось… А если бы они поняли всё как есть, то они признали бы достоин ства ас-Сыддика и приняли бы приведённое им оправдание, которое обязан принять каждый. Однако они упорно держатся за многозначное и двусмысленное и отказываются принимать подтверждённое имамами ислама из числа сподвижников, их последователей и признанных учёных во все времена и во всех местах. Да будет доволен Аллах ими всеми и да сделает Он их довольными!» [Ибн Касир. Бидайа].
Редакция сайта: www.burhan.tv Озвучил текст; Абу Сафия Д.Т